"СИСТЕМНЫЕ АСПЕКТЫ «ПСИХОСОМАТИКИ»"
Преподаватели, которые делают обучение уникальным
Знакомьтесь с нашими экспертами - преподавателями программы «Системные аспекты «психосоматики».
Читайте интервью, откройте для себя их ценности и путь каждого в профессию!
Марина Александровна Бебчук
к.м.н., доцент, врач-психиатр, семейный психотерапевт
Почему Вам интересно работать именно с психосоматическими расстройствами?
Пациенты с соматоформными и психосоматическими расстройствами очень уязвимы. Они истощены поисками «своего» врача, устали от многочисленных исследований, погружены в сомнения, недоверие и тревогу. С другой стороны, над ними часто иронизируют, обвиняют в агравации, симуляции или манипуляции, им не верят, когда они жалуются на боли, зуд или удушье. В психотерапии семей с психосоматическими расстройствами у меня есть возможность соединять свои знания о соматике и психике с системным подходом.
Какие методы или направления в лечении и/или психологической коррекции (семейной терапии) при психосоматических проблемах вам нравятся больше всего и почему?
Конечно, системный подход. Именно он позволяет увидеть клинический случай в «объеме», заметить взаимовлияние внутреннего и внешнего, помочь сразу многим.
Какая книга или статья по психосоматике на Вас произвела наибольшее впечатление?
Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей
Ш. Хаузнер Даже если мне это будет стоить жизни
И. Кучера Что же со мной такое?
Почему Вы учились и работаете именно в ИИСТ?
Потому что ИИСТ – это лучшее место на Земле!
Упражнение, метафора, прием или техника, которую вы любите использовать в практике терапии психосоматических нарушений?
Всегда задаю вопрос об исключении из проблемной ситуации (из симптоматического поведения, болезненных проявлений). Даже сама постановка вопроса нередко освобождает пациента/ клиента и его близких от тягостного переживания, что жизнь = болезнь, непрерывно и навсегда.
Какой совет вы бы дали начинающим консультантам про обучение в программе по психосоматике?
Обязательно нужно учиться: врачам - знаниям о системных механизмах формирования симптоматики и навыкам целебного контакта; психологам разных направлений – системному мировоззрению и навыкам работы с родственниками, родителями, партнерами, со всей семьей болеющего человека (и с самим пациентом, естественно, тоже); системным семейным терапевтам (психологам) – компетенциям в тематическом консультировании.
Ведь мы никогда не знаем, кто к нам придет на прием. И еще…учиться нужно с удовольствием, а значит – в ИИСТ!
Илья Вадимович Егоров
Доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой семейной медицины ИИСТ. По профессии – врач-терапевт
Почему Вам интересно работать именно с психосоматическими расстройствами?
Это даже вопрос не интереса, а вынужденной необходимости. Ко мне приходят «соматические» пациенты самого разного профиля. Среди нефрологических больных психосоматика практически не встречается. Среди пульмонологических – 25% психосоматических, среди кардиологических – 50%, среди «пищеварительных» – 70%. Пациентов с «мечущейся душой» чрезвычайно много, а «в свете последних событий» их становится с каждым днём больше. Если практикующему врачу не освоить темы ипохондрии, субклинической тревоги, маскированной депрессии, истерической конверсии и т.д., то качество его помощи пациентам драматически снижается.
Какие методы или направления в лечении и/или психологической коррекции (семейной терапии) при психосоматических проблемах вам нравятся больше всего и почему?
Я не специалист в этом вопросе, но вижу эффект от когнитивно-поведенческой, семейной и гештальт-терапии. Равно как не вижу эффекта от посещений пациентами психоаналитиков.
Какая книга или статья по психосоматике на Вас произвела наибольшее впечатление?
Опять же вынужден признаться, что не погружался в большие исследования и не читал специализированной литературы. Но врачам и «неврачам» порекомендовал бы книги, изменившие мой собственный (в прошлом весьма консервативный взгляд) на эту проблему:
Лиз Бурбо, «Твое тело говорит "Люби себя!"»
Луиза Хей, «Исцели себя сам»
Анатолий Некрасов, «1000 и один способ быть самим собой»
Почему Вы учились и работаете именно в ИИСТ?
Для меня ИИСТ стал крепостью. Тем местом, в котором – Друзья. Тем домом, в котором защитят.
Упражнение, метафора, прием или техника, которую вы любите использовать в практике терапии психосоматических нарушений?
Я не психотерапевт. Но для меня стало естественным в подобных ситуациях рекомендовать психотерапевта.
Какой совет вы бы дали начинающим консультантам про обучение в программе по психосоматике?
Дам совет врачам-клиницистам: игнорировать тему психосоматики может или травматолог (что естественно), или далёкий от практики научный сотрудник (ему простительно). А для сидящего на приёме диагноста предлагаемая обучающая программа – настоящий подарок (стоимость, ей-богу, смехотворная!) на блюдечке с голубой каёмочкой.
Анна Михайловна Марченко
Врач-психиатр и семейный психотерапевт
Почему Вам интересно работать именно с психосоматическими расстройствами?
Психосоматические нарушения достаточно часто встречаются в любом возрасте и при разных психологических/психиатрических расстройствах, их проявления зачастую драматично выглядят, сложно диагностируются, а их исчезновение в результате лечения (или психологической помощи) производит впечатление волшебства. Недавно я столкнулась с лечением «синдрома горящего рта».
Какие методы или направления в лечении и/или психологической коррекции (семейной терапии) при психосоматических проблемах вам нравятся больше всего и почему?
Мне нравится комплексный подход, когда медикаментозные методы лечения сочетаются с индивидуальной (краткосрочная стратегическая терапия, например) и семейной терапией.
Какая книга или статья по психосоматике на Вас произвела наибольшее впечатление?
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Соматизация: история понятия, культуральные и семейные аспекты, объяснительные и психотерапевтические модели. Консультативная психология и психотерапия. 2000. Том 8. № 2. Стр.5–50
Почему Вы учились и работаете именно в ИИСТ?
Прекрасное сочетание теории и практики, а также медицины и психологии.
Упражнение, метафора, прием или техника, которую вы любите использовать в практике терапии психосоматических нарушений?
Метафора «кукла с запавшими глазами» из практики Дж. Нардонэ
Какой совет вы бы дали начинающим консультантам про обучение в программе по психосоматике?
Не останавливайтесь, это очень интересно!
Наталья Баскакова
Клинический психолог. Системный семейный терапевт. Специалист по схема-терапии.
Почему Вам интересно работать именно с психосоматическими расстройствами?
Это сложная, но интересная тема, ведь в ней важно удерживать баланс соматических и психических факторов, да еще в сочетании с системными семейными динамиками. «Психосоматика» — весьма символична и несет в себе много метафор, часто проявляясь там, где по различным причинам на вербальном (т.е. словесном) уровне не всегда удается проговаривать сложности и справляться с трудностями, которые свойственны нашей жизни. На приеме мы рассматриваем не только эмоциональную и когнитивную сферы, но и обращаем внимание на телесность и на то, как на уровне тела воспринимает себя человек и члены его семьи. Зачастую эта работа задействует разных специалистов, что создает ощущение «команды».

Какие методы или направления в лечении и/или психологической коррекции (семейной терапии) при психосоматических проблемах вам нравятся больше всего и почему?
Мне созвучен мультидисциплинарный метод, где специалисты разных сфер могут сотрудничать в рамках работы с клиентом/семьей с психосоматическим расстройством. Также мне кажется важным направлением в работе с психосоматикой является системная семейная терапия. Наиболее ярко ее «плюсы» можно наблюдать при работе с семьями, где симптомы есть у детей. Но и в работе со взрослыми часто системный подход помогает более цельно видеть картину и, следовательно, более продуктивно работать с данной темой. При этом я придерживаюсь интегративного подхода в работе с психосоматическими расстройствами и в коррекции также опираюсь на приемы телесно-ориентированной терапии.
Какая книга или статья по психосоматике на Вас произвела наибольшее впечатление?
На каждом этапе погружения в тему психосоматики меня воодушевляли разные книги. Начало было положено еще в институте при написании курсовой, там ведущими для меня были:
Франц Александер “Психосоматическая медицина. Принципы и применение” и Малкина-Пых “Психосоматика”.
Дальше, углубляясь в данную тему, я интересовалась Александром Лоуэном “Терапия, которая работает с телом”, “Депрессия и тело”, “Предательство тела”; Моше Фельденкрайзом, например, «Искусство движения» и Томасом Л. Ханна «Восстание тел».
Чуть позже я стала интересоваться темой травмы и тела через книги Питера Левина «Травма и память. Влияние травмирующих воспоминаний на тело и мозг», Бессела Ван дер Колка “Тело помнит все» и т.д.
И позже пришла к изучению системных аспектов, к примеру, через статьи А. Лифинцева, А. Холмогоровой «Семейные факторы психосоматических расстройств у детей и подростков», Н. Ереминой «Психосоматические расстройства у детей в семьях с различными стилями семейного воспитания».
Почему Вы учились и работаете именно в ИИСТ?
ИИСТ очень соотносится с моими ценностями. Здесь и в роли студента, и в роли преподавателя я ценю фундаментальность знаний, научно-ориентированность и доказательность, большое количество практики в обучении, при этом в сочетании с теорией, которая помогает все разложить «по полочкам», пространство для размышлений и рефлексии, поиска ответов и исследований себя как специалиста. А также теплую атмосферу и близких по духу и мировоззрению людей!

Упражнение, метафора, прием или техника, которую вы любите использовать в практике терапии психосоматических нарушений?
Каждый человек и каждая семья, с которыми я работаю по-своему уникальны, поэтому метафоры у меня могут появляться разные. Сейчас приходит в голову метафора "Пазла": каждая деталь пазла составляет часть общей картины. Члены семьи, окружение, мир, разные отношения, связи и т.д. Психосоматическое расстройство — это такая деталь пазла, которая иногда становится самой яркой на этой картине, и тогда хочется/получается смотреть только туда (на эту деталь), иногда эта деталь очень напоминает другую, где-то в углу картины, которую давно никто не замечает, иногда эта деталь настолько перетягивает на себя внимание, что остальные детали блекнут или, наоборот, она усиленно прячется между другими деталями, что ее сложно заметить. Но из-за этого никак не удается собрать всю картину. В работе с психосоматическими расстройствами уместно исследование: как можно собрать пазл так, чтобы он стал целостным? Кого можно привлечь на помощь в «собирании этих деталек»?
Какой совет вы бы дали начинающим консультантам про обучение в программе по психосоматике?
Мне кажется, здорово начать исследование с себя. Со своего тела, своих историй и реакций. Побыть наблюдателями того, как именно вы понимаете и строите баланс соматического и психического в своей жизни, в работе со своими клиентами, общаясь с близкими. Мне кажется, важный фокус внимания в работе с психосоматическими и соматоформными расстройствами обращен не столько на то, по какой причине (и что первично соматическое или психологическое) появились симптомы, а скорее на то, как дальше каждый человек (будь то сам пациент/клиент, члены его семьи и окружение) с этим обходится, на это реагирует, исходя из этого действует. И что тогда на самом деле может быть поддерживающим при работе с психосоматическим клиентом/ пациентом?

familyland@familyland.ru

+7(495)772-00-21